2 декабря 2022 г., накануне Международного дня инвалидов, стартует Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», призванная привлечь внимание к правам и потребностям людей с инвалидностью. В течении Декады инвалидов во всех регионах России будет проходить проверка знаний по вопросам инклюзивного общения и организации доступной среды, а также будут организованы просветительские мероприятия и акции, направленные на улучшение качества жизни людей с инвалидностью.
С 2 по 10 декабря 2022 г. в 10:00 по московскому времени состоится ежегодная Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда». Мероприятие приурочено к Международному дню инвалидов и направлено на привлечение внимания жителей России к теме инклюзии, реабилитации, доступной среды и соблюдения прав людей с инвалидностью.
Тестирование традиционно проводится в онлайн-формате. Оно включает в себя вопросы по нескольким тематическим блокам: создание доступной среды, этика общения с людьми с инвалидностью, правила оказания ситуационной помощи. Также по итогам мероприятия пройдёт публичный разбор вопросов и тренинг с участием ведущих экспертов.
Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?
Можно выбрать только один вариант
- Инвалид.
- Человек с инвалидностью.
- Лицо с ограниченными возможностями.
Как лучше поступить при знакомстве с человеком, у которого протез руки?
Можно выбрать только один вариант
- Исключить рукопожатие, если у человека протез.
- Выдержать достаточную паузу, чтобы передать инициативу рукопожатия собеседнику.
- Протянуть руку для приветствия, не акцентируя внимание на инвалидности.
Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?
Можно выбрать только один вариант
- Глухонемой.
- Глухой или слабослышащий человек.
- Человек с патологией слуха.
Как построить общение с тотально слепоглухим человеком?
Можно выбрать только один вариант
- Использовать дактильную азбуку – из ладони в ладонь.
- Говорить внятно и громко, повернувшись лицом к собеседнику.
- Использовать русский жестовый язык.
Какая формулировка вопроса более корректная при общении с незрячим человеком?
Можно выбрать только один вариант
- Вы смотрели этот фильм?
- Вы слушали этот фильм?
- С незрячим человеком некорректно обсуждать фильмы, чтобы не поставить его в неловкое положение.
Допустимо ли незрячему человеку заходить в учебное заведение, больницу, театр или транспорт с собакой-проводником?
Можно выбрать только один вариант
- Допустимо в любом случае, поскольку именно собака позволяет человеку с инвалидностью ориентироваться в пространстве
- На усмотрение охраны или владельцев – всё зависит от правил, установленных в конкретном месте.
- Недопустимо, собаку необходимо оставлять у входа.
Как правильно называется специалист, который помогает общаться глухим и слышащим людям?
Можно выбрать только один вариант
- Тифлокомментатор.
- Сурдопереводчик.
- Переводчик русского жестового языка.
Людям с какими формами инвалидности может потребоваться помощь тифлосурдопереводчика?
Можно выбрать только один вариант
- Людям с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие).
- Людям с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухим).
- Людям с нарушением слуха (глухие, слабослышащие).
- Всем перечисленным категориям населения.
Какие действия должен предпринять собственник объекта, недоступного для людей с инвалидностью?
Можно выбрать только один вариант
- Разместить предупреждающий знак о недоступности объекта.
- Разработать план по адаптации объекта с учетом организационных, технических и финансовых возможностей.
- Немедленно предпринять все возможные меры для адаптации объекта.
- Закрыть объект для обслуживания до проведения капитального ремонта или реконструкции.
Несоблюдение правил по обеспечению доступной среды является нарушением закона?
Можно выбрать только один вариант
- Не является правонарушением.
- Является административным правонарушением.
- Является уголовным правонарушением.
Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по зрению?
Можно выбрать только один вариант
- Незрячий или слабовидящий человек.
- Слепой или невидящий человек.
- Человек с остатками зрения.
- Плоховидящий.
Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?
Можно выбрать только один вариант
- Собака-поводырь.
- Собака-помощник.
- Собака-проводник.
Как привлечь внимание незнакомого незрячего человека, если вы хотите оказать ему помощь?
Можно выбрать только один вариант
- Взять за белую трость и проводить человека.
- Коснуться руки и предложить помощь.
- Окликнуть человека и сообщить, что нужно сделать.
Как обозначить слепоглухому человеку свое присутствие рядом с ним?
Можно выбрать только один вариант
- Заговорить с ним.
- Дотронуться до плеча или предплечья, а затем представиться.
- Встать напротив и установить зрительный контакт.
Как называется специалист, лаконично описывающий предмет, пространство или действия вокруг, которые непонятны незрячему или слабовидящему человеку?
Можно выбрать только один вариант
- Суфлёр.
- Тифлопедагог.
- Тифлокомментатор.
- Тифлодиктор.
Как построить общение с глухим человеком в сопровождении переводчика?
Можно выбрать только один вариант
- Необходимо обращаться непосредственно к глухому человеку.
- Следует обращаться к сопровождающему или переводчику.
- Оба варианта допустимы.
Как построить общение со слабослышащим человеком?
Можно выбрать только один вариант
- Говорить четко и естественно.
- Смотреть прямо на человека, не загораживая лицо.
- По возможности, уменьшить окружающий шум.
- Все перечисленные варианты.
Какое устройство предназначено для общения со слабослышащим человеком, использующим слуховой аппарат или кохлеарный имплант?
Можно выбрать только один вариант
- Звуковой маяк.
- Тифлофлешплеер.
- Индукционная система.
- Все перечисленные варианты.
Для каких категорий людей важно дублировать при помощи субтитров голосовую информацию, сопровождающую видеоматериалы?
Можно выбрать только один вариант
- Для людей с нарушениями зрения.
- Для людей с нарушениями речи.
- Для людей с нарушениями слуха.
- Для людей со всеми видами сенсорных нарушений.
Что следует сообщать незрячему человеку при сопровождении по улице?
Можно выбрать только один вариант
- Ничего не говорить.
- Описывать архитектуру, вывески магазинов и все остальные объекты, мимо которых вы проходите.
- Сообщать о ступенях лестниц, препятствиях и интересных объектах.
Чего следует избегать при общении с человеком с расстройством аутистического спектра?
Можно выбрать только один вариант
- Прикасаться к человеку, держать за руки.
- Использовать визуальные подсказки (рисунки или фотографии), чтобы объясниться.
- Повторять имя человека в начале каждой фразы, обращенной к нему.
Что нужно сделать, если вы заметили, как незрячий человек поднимает белую трость горизонтально?
Можно выбрать только один вариант
- Не нужно ничего делать и отвлекать незрячего человека, когда он настраивает трость.
- Нужно подойти и уточнить, какая помощь необходима.
- Не нужно ничего предпринимать – белая трость предназначена только для осмотра препятствий, не важно, поднята она или опущена.
Человек с инвалидностью обратился к вам с просьбой достать коляску из багажника машины и разложить ее. Какие ваши действия?
Можно выбрать только один вариант
- Спокойно достать коляску и подготовить её, не задавая лишних вопросов.
- Уточнить, как правильно достать и разложить коляску, чтобы не сломать её.
- Предупредить, что вы услышали просьбу, и постараться найти человека, который обучен или имеет опыт обращения с креслами-колясками.
Дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в обычном классе по школьной программе?
Можно выбрать только один вариант
- Только на домашнем обучении.
- При условии, что занятия проходят один на один с учителем.
- Только по специальной программе в коррекционной школе.
- Могут учиться вместе со сверстниками в обычной школе.
Как помочь незрячему человеку пересчитать сдачу при совершении им покупки?
Можно выбрать только один вариант
- Взять купюры в свои руки и положить ему в кошелек.
- Взять купюры в свои руки и передавать их в руку незрячему по одной, озвучивая номинал.
- Взять купюры в свои руки, разобрать их по номиналу, передавать незрячему в руку по порядку от большего достоинства к меньшему, озвучивая номинал.
При переходе через дорогу вы увидели, как человек на кресле-коляске пытается преодолеть бордюр. Ваши действия?
Можно выбрать только один вариант
- Обратиться за помощью к окружающим людям, чтобы поднять коляску вместе.
- Взять коляску за раму и поднять передние колеса на бордюр.
- Спросить у человека, нужна ли ему помощь и как лучше помочь.
Как правильно скорректировать направление движения незрячего человека в помещении?
Можно выбрать только один вариант
- Повернуть человека в нужную сторону, придерживая за плечо или предплечье.
- Взять за руку, в которой нет белой трости, и проводить.
- Скоординировать словами: «Правее, левее, прямо» и т.д., или спросить, необходимо ли сопровождение.
Как называется адаптированный вариант письменного и устного языка, который рекомендуется использовать при общении с людьми с ментальными нарушениями?
Можно выбрать только один вариант
- Шрифт Брайля.
- Доброшрифт.
- Ясный язык.
- Тифлоописание.
Вы заметили человека с инвалидностью в кресле-коляске, который находится в затруднительном положении, но угрозы жизни и здоровья нет. Какие ваши действия?
Можно выбрать только один вариант
- Спросить, нужна ли человеку помощь, и, при согласии, оказать ее.
- Если вы сами знаете, как решить проблему, лучше сразу сделать то, что необходимо.
- Снять на видео, как человек в коляске преодолеет затруднительную ситуацию, чтобы поделиться в социальных сетях.
Как лучше сопровождать незрячего человека при передвижении на улице или в помещении?
Можно выбрать только один вариант
- Сопровождающему и незрячему человеку необходимо идти под руку, на одном уровне.
- Необходимо вести незрячего человека впереди себя, особенно при проходе через двери.
- Незрячий человек должен держать сопровождающего за руку чуть выше локтя и находится чуть позади.
Если вы видите, что человек с инвалидностью не может встать со скамейки самостоятельно, как лучше поступить?
Можно выбрать только один вариант
- Наблюдать и ждать, когда человек сам попросит помощи.
- Предложить помощь и поинтересоваться, как лучше эту помощь оказать.
- Постараться не обращать внимание на неловкую ситуацию или отвернуться.
Какой диаметр зоны нажатия кнопки вызова помощи соответствует действующим нормам?
Можно выбрать только один вариант
- Не менее 10 мм.
- Не менее 50 мм.
- В зависимости от задания на проектирование.
Что нельзя делать, если человек с инвалидностью поставил трость или костыли в проходе, и они мешают окружающим?
Можно выбрать только один вариант
- Задавать вопрос о том, куда вы можете переставить костыли, чтобы они не мешали другим.
- Обращаться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли.
- Самостоятельно переставлять костыли в более подходящее место.
Как начать общение с человеком с расстройством аутистического спектра?
Можно выбрать только один вариант
- Сначала аккуратно дотронуться до плеча или ладони, чтобы обратить на себя внимание.
- Начать разговор первым.
- Лучше подождать, пока человек с аутизмом подойдет и начнёт разговор первым.
Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?
Можно выбрать только один вариант
- «Проходите».
- «Проезжайте».
- Оба варианта некорректны
Как построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?
Можно выбрать только один вариант
- Допустимо помогать человеку, договаривая за него фразы.
- Переспросить, если непонятно.
- Постараться говорить в ответ медленно и громко.
Необходимо ли присаживаться на кровать человека с инвалидностью во время общения?
Можно выбрать только один вариант
- Да, лучше сесть на кровать, чтобы человеку было удобнее вести беседу на равных.
- Нет, нежелательно садиться на кровать без разрешения – это личное пространство человека.
- Нет, лучше встать рядом с изголовьем кровати, чтобы человеку было удобнее вести беседу.
Какие действия сопровождающего лица допустимы при проезде в городском пассажирском транспорте?
Можно выбрать только один вариант
- Зайти в транспортное средство и предложить другим пассажирам освободить место для человека с инвалидностью.
- Зайти в транспортное средство, осмотреться и проводить человека с инвалидностью к свободному месту.
- Пользоваться только услугами такси.
Какие элементы доступности общественного транспорта делают посадку незрячего или слабовидящего пассажира безопаснее?
Можно выбрать только один вариант
- Брайлевские таблички в салоне.
- Брайлевские надписи на кнопках STOP на поручнях.
- Системы информирования и ориентирования.
Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
Можно выбрать только один вариант
- Первая и последняя ступенька отмечаются контрастной полосой.
- К началу и концу длины перил добавляется 30 см.
- Нумерация этажей дублируется информационными тактильными табличками.
- Все перечисленные варианты.
Что из перечисленного является средством альтернативной и дополнительной коммуникации, предназначенным для помощи в общении с окружающими?
Можно выбрать только один вариант
- Айтрекер.
- Брайлевский шрифт.
- Мнемосхема.
Какая информация на сайте организации должна быть доступна для незрячих людей?
Можно выбрать только один вариант
- Только текстовая информация.
- Должна быть сделана альтернативная версия сайта, содержащая только самую важную информацию.
- Должна быть доступна вся информация на сайте, включая рисунки, фотографии, таблицы и т.п.
Где должен размещаться знак доступности объекта для людей с инвалидностью по зрению?
Можно выбрать только один вариант
- На входной двери в здание.
- Перед входом в здание, с любой стороны стены, где есть достаточный обзор.
- Рядом с входной дверью, на стене, со стороны расположения дверной ручки.
В каких случаях допустимо использовать интерактивный информационный дисплей на объекте?
Можно выбрать только один вариант
- Если дисплей оснащен программным обеспечением для доступа всех категорий посетителей с инвалидностью.
- Если дисплей размещен на высоте 0,85-1,1 м от уровня пола, и к нему обеспечен свободный доступ для людей, передвигающихся на коляске.
- При соблюдении всех перечисленных условий.
На какую ступень наносится контрастная полоса для ориентирования слабовидящих людей?
Можно выбрать только один вариант
- На каждую ступень.
- На первую ступень.
- На первую и последнюю ступень.
Чего нельзя сделать с помощью бионического протеза руки?
Можно выбрать только один вариант
- Взять горячую кружку.
- Помыть посуду.
- Подписывать официальные документы.
- Приготовить пищу.
Что такое «сенсорная карта объекта»?
Можно выбрать только один вариант
- Навигационная схема, адаптированная для людей с сенсорными нарушениями (зрения или слуха).
- Карта, на которой обозначены места избыточного шума, освещенности и комнаты «сенсорной разгрузки».
- Тактильная карта для слабовидящих и незрячих людей с различными рельефными обозначениями.
Для чего на прозрачных дверях размещают желтые круги?
Можно выбрать только один вариант
- Специальный круг на двери – это элемент универсального дизайна.
- Маркировка помогает слабовидящему человеку заметить прозрачную дверь.
- Желтый круг указывают именно ту дверь, в которую необходимо проходить человеку с инвалидностью.
Вы видите человека в кресле-коляске с электроприводом, который остановился на проезжей части и не может привести в действие коляску при помощи пульта управления. Что нужно предпринять, чтобы обезопасить человека?
Можно выбрать только один вариант
- Поставить знак аварийной остановки и вызвать специалистов, так как передвигать коляску в ручном режиме невозможно.
- Призвать окружающих на помощь, поднять коляску с пользователем и перенести в безопасное место, так как передвигать коляску в ручном режиме невозможно.
- Перевести рычаг двигателей в ручное управление и докатить коляску до безопасного места.
- Быстро дотащить коляску с пользователем в безопасное место.
Что следует предусмотреть в кабине лифта для обеспечения его доступности для людей с нарушением зрения?
Можно выбрать только один вариант
- Правила пользования лифтом, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Тактильные указатели у дверей кабины лифта.
- Автоматический речевой оповещатель направления движения лифта и номера этажа.
Тест направлен на глобальные проблемы казалось очевидных вещей,но вопросы с со смыслом есть над чем подумать.
Очень полезные знания. Спасибо.
Хорошо, что людям с инвалидностью теперь уделяют больше внимания.