25 марта 2022 года по всей стране стартует Тотальный тест «Доступная среда в сфере культуры» — общероссийская ежегодная акция, приуроченная в 2022 году ко Дню работника культуры в России. Тематический акцент будет сделан на особенности организации доступной среды в музеях, театрах, училищах и школах искусств, а также объектов исторического наследия.
Для участия в тестировании необходима предварительная регистрация на сайте www.total-test.ru. Тестирование можно пройти до 31 марта включительно.
Тест включает в себя два отдельных трека — для взрослой аудитории (50 вопросов) и для детской аудитории (20 вопросов).
Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.
- Человек с инвалидностью.
Отличаются ли жестовые языки разных стран?
- Да, в каждой стране может быть свой жестовый язык
Можно ли в сопровождении собаки-проводника пройти в любое учреждение культуры?
Нет, доступ собак-проводников разрешен, но только в некоторые учреждения культуры
В учреждение культуры пройти можно, но в зрительный зал или буфет с собакой нельзя
- Да, доступ разрешен в случае наличия документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника
человек с собакой-проводником обязательно должен иметь с собой паспорт собаки, документ, подтверждающий инвалидность по зрению. Перед посещением культурного мероприятия хозяину лучше позвонить в учреждение и предупредить, что с ним придет собака-поводырь. Собаку необходимо выгулять перед длительным мероприятием. У самого поводыря, который приходит с хозяином в общественное место, должна быть шлейка с надписью «собака-поводырь», ошейник, поводок, намордник.
Кто такой сурдопереводчик?
Специалист, который помогает с чтением плоскопечатных текстов и их озвучиванием незрячему человеку
- Специалист, осуществляющий перевод устной речи для людей с нарушением слуха и обратный перевод в устную речь
Сурдопереводчик — это специалист по переводу устной речи на язык жестов и наоборот. Этот вид невербального общения сочетает в себе жесты, мимику и артикуляцию. В мире на языке жестов общаются миллионы людей, а в некоторых странах, например, в Исландии и Новой Зеландии, ему присвоен статус второго государственного языка.
Специалист, который описывает предметы, пространство или действия, непонятные слепому или слабовидящему человеку без специальных словесных пояснений
Каким категориям посетителей при прохождении музейной экскурсии необходим тифлосурдоперевод?
Людям с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие)
Людям с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)
- Людям с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухим)
Тифлосурдоперевод – прямой и обратный перевод вербальной и зрительной информации, осуществляемый специалистом-переводчиком инвалиду, имеющему нарушения функций слуха и зрения, на жестовом языке или посредством дактильной речи.
Как следует общаться с посетителем с нарушением речи:
- Дождаться, пока человек договорит фразу, не перебивая его. При необходимости задать уточняющий вопрос
Помогать человеку, договаривая фразы за него
Говорить в ответ громко
В каких случаях творческий коллектив может считаться инклюзивным?
Если хотя бы один участник коллектива — это человек с инвалидностью
- Если творческий коллектив создает художественные произведения, доступные для людей с инвалидностью
Если в составе творческого коллектива не менее 30% участников — это люди с инвалидностью
К кому следует обратиться, если Вы хотите сообщить какую-то информацию человеку с инвалидностью?
К сопровождающему или переводчику жестового языка, тифлосурдопереводчику
Непосредственно к человеку
- В зависимости от вида инвалидности
Какую формулировку лучше выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?
Посмотрите на эту картину
- Потрогайте эту картину
Незрячему некорректно предлагать подобное
Для каких категорий посетителей важно дублировать при помощи субтитров голосовую информацию, сопровождающую видеоматериалы?
Для людей с нарушениями речи
Для людей с нарушениями зрения
- Для людей с нарушениями слуха
Для людей со всеми видами сенсорных нарушений
На входе в здание Вы замечаете посетителя с белой тростью. Что следует предпринять?
Дождаться, пока человек сам к Вам обратится
Он точно нуждается в моей помощи, возьму его за руку и помогу ему быстрее добраться до пункта назначения
- Обращусь к человеку и корректно поинтересуюсь, нужна ли ему помощь, если помощь необходима, уточню, какая именно и постараюсь её оказать
Слабовидящий человек попросил Вас подсказать, как ему пройти в основной зал. Ваши действия?
Подхвачу посетителя под руку и поведу за собой
- Представлюсь, уточню как можно обращаться к человеку, направлю его и продолжим движение вместе
Сослаться на большую занятость и корректно отказать в просьбе
Кому должен передаваться сигнал с кнопки вызова помощи человеку с инвалидностью?
Скорой помощи или дежурному охраннику объекта
- Администратору на стойке ресепшен
Сотруднику, прошедшему обучение по вопросам оказания необходимой помощи
Существуют ли рекомендации по количеству посетителей с инвалидностью в экскурсионных группах?
Да, зависят от навыка сотрудников и прохождения ими специального обучения по проведению экскурсий для людей с инвалидностью
- Да, зависят от вида инвалидности экскурсантов
Нет подобных рекомендаций
Вам нужно направить человеку с нарушением зрения материалы для самостоятельного изучения и выполнения задания. Ваши действия?
- Необходимо уточнить, в каком формате и куда будет удобно направить данные материалы: на почту, в социальной сети или в мессенджере, в формате текстового сообщения или документа
Не задавать уточняющие вопросы, чтобы не показаться бестактным
Направить материалы в удобном для Вас формате
Что стоит предусмотреть для комфорта человека с расстройствами аутистического спектра при посещении объекта культуры?
Разместить на сайте информацию о том, в какое время на объекте наименьшее количество посетителей
Предусмотреть тихие зоны, где посетители могут отдохнуть
Возможность заранее скачать на телефон или планшет пошаговую инструкцию о посещении объекта
Заказ билетов через онлайн-кассу для того, чтобы избежать живой очереди на входе
- Всё перечисленное
Какой показатель используется при оценке уровня доступности услуг в сфере культуры для людей с инвалидностью?
Доля сотрудников, обученных предоставлению услуг людям с инвалидностью и методам оказания необходимой помощи
Количество мероприятий, доступных для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха
Наличие сотрудников, предоставляющих помощь людям с инвалидностью, в соответствии с административно-распорядительным актом организации
Наличие инклюзивных творческих коллективов на базе культурно-досуговых учреждений
- Все перечисленные показатели
В каких случаях посетителю, использующему кресло-коляску, может понадобиться помощь в библиотеке?
Взять книги с верхней полки
Взять книги с нижней полки
- Взять книги с верхней и нижней полок
При оказании библиотечных услуг для людей с инвалидностью какие услуги НЕ являются обязательными? Укажите лишнее.
Информирование людей с инвалидностью о доступных маршрутах общественного транспорта
Возможность посадки человека с инвалидностью в транспортное средство и высадки из него перед входом в библиотеку с помощью персонала библиотеки
Сопровождение людей с инвалидностью, имеющих нарушения зрения, на территории библиотеки
- Дублирование всех книг из каталога библиотеки в рельефно-точечном шрифте Брайля
Предоставление людям с инвалидностью необходимых услуг в дистанционном режиме
Как построить общение с человеком с нарушением слуха при оказании услуг на объекте культуры?
Встать таким образом, чтобы собеседнику было хорошо видно лицо говорящего. Говорить медленно и четко артикулировать губами
Предложить письменный способ общения: ручку и бумагу, либо использовать текстовое поле в заметках на телефоне или планшете
Использовать жестовый язык, включая привлечение переводчика жестового языка или подключение переводчика жестового языка по видеоконференцсвязи
Использовать оборудование для автоматического субтитрирования устной речи
- Все перечисленные варианты допустимы
Каким образом лучше помочь незрячему ученику сесть на стул?
Подвести спиной к стулу и усадить его на стул
Описать место, где находится стул и отойти
- Подвести ближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула
Какое правило НЕ относится к обеспечению доступности музеев для людей с инвалидностью? Укажите лишнее.
Обучение работников гардероба, лифтеров, смотрителей залов, продавцов киосков и сотрудников буфета правилам оказания услуг и коммуникации с посетителями с инвалидностью
Предоставление услуг с использованием русского жестового языка
- Предоставление услуг по бесплатному экскурсионному обслуживанию для людей с инвалидностью
Наличие информации о порядке предоставления услуг, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также аудиоконтура в регистратуре.
Для каких категорий посетителей необходимо предусматривать возможность ознакомления с постоянными экспозициями, коллекциями и музейными предметами?
Только для людей с сенсорными нарушениями (слуха и зрения)
Только для людей с ментальными нарушениями
Только для людей, передвигающихся на кресле-коляске
- Для каждой категории людей с инвалидностью
Как обеспечить доступность интерактивных экспонатов для человека, использующего кресло-коляску?
Использовать сенсорные дисплеи и кнопки
Дублировать информацию об экспонате рельефно-точечным шрифтом Брайля
- Размещать элементы управления на высоте от 45 до 100 см от пола
Все перечисленные варианты верны
Что такое шрифт Брайля?
Система знакового кодирования
- Рельефно-точечный тактильный шрифт
Плоскопечатный укрупненный шрифт
Для каких категорий посетителей из числа людей с инвалидностью библиотеки должны обеспечивать специальные условия доступности объектов и услуг?
Для людей с нарушениями зрения
Для людей с нарушениями слуха
Для людей, использующих кресла-коляски
Для людей, использующих собак-проводников
- Для всех перечисленных категорий людей с инвалидностью
Что такое «сенсорная карта объекта»?
Навигационная схема, адаптированная для людей с сенсорными нарушениями (зрения или слуха)
Тактильная карта для слабовидящих и незрячих людей с различными рельефными обозначениями
- Карта, на которой обозначены места избыточного шума, освещенности и комнаты «сенсорной разгрузки»
карта сенсорной безопасности показывает рекомендованные места для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности.
Какое цветовое решение оптимально при создании тактильного экспоната?
- Фрагменты тактильного экспоната должны быть контрастными по отношению как друг к другу, так и к экспозиции
Если делаете цветные модели, то может понадобиться адаптировать цвет, увеличить яркость и контрастность или добавить контуры. Для консультации по вопросам цвета и высоты рельефа можно обратиться к тифлопедагогам.
Цвет тактильного экспоната должен соответствовать оригиналу
Тактильные экспонаты во всех случаях должны быть выполнены желтым сигнальным цветом
Обеспечение доступности образовательных организаций и образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья является обязательным для образовательных организаций?
- Да, организация обязана выполнять требования адаптированной образовательной программы и индивидуальной программы реабилитации инвалида
Нет, образовательная организация сама решает, какие специальные условия для получения образования она создает
Какие элементы НЕ относятся к информационной доступности сайтов для людей с инвалидностью? Укажите лишнее.
Контрастность текста и визуальных элементов относительно фона сайта
Масштабирование страницы и размера шрифта
Предоставление текстовой альтернативы для аудиоконтента
- Желтая сигнальная разметка элементов цифровой доступности
Какой рекомендуемый размер тактильного экспоната?
В масштабе 1:1 к оригиналу
Допускается увеличение или уменьшение в масштабе при предоставлении информации о размере оригинала
- Верны оба варианта
Что включает в себя паспорт доступности объекта культуры и услуг для людей с инвалидностью?
Оценку имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для людей с инвалидностью
Сроки и объемы работ, необходимые для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации
Управленческие решения, необходимые для приведения услуг людям с инвалидностью в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации
- Все перечисленные варианты
Чего НЕ следует размещать при обеспечении доступности парков культуры и отдыха? Укажите лишнее.
Тактильные мнемосхемы
- Адаптированные малые архитектурные формы
Отдельные зоны для пребывания людей с инвалидностью, передвигающихся на креслах-колясках
Системы радиоинформирования и звукового ориентирования
Какой показатель используется при оценке доступности объекта культуры для людей с инвалидностью?
Оснащение объекта ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами для доступа людей с инвалидностью
Обеспечение индивидуальной мобильности людей с инвалидностью и возможности для самостоятельного передвижения по зданиям и по территории объекта
Оснащение оборудованием для скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования спектаклей, концертов, кино и других культурно-досуговых мероприятий
Наличие сайта, учитывающего требования стандартов цифровой доступности, и размещение на сайте информации о доступности объекта для людей с инвалидностью
- Все перечисленные показатели
Какие меры принимают организации культуры, располагающиеся в арендуемых помещениях, в случае, если эти помещения невозможно приспособить для людей с инвалидностью?
Заключают соглашения с арендодателем о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для людей с инвалидностью
- Включают в договор аренды положения о невозможности обеспечения требований доступности объекта для людей с инвалидностью
Получают согласие от общественного объединения инвалидов о том, что не могут предоставить доступные услуги людям с инвалидностью
Где рекомендовано размещать тактильный экспонат?
В специально оборудованном для посетителей с инвалидностью помещении
- Недалеко от оригинала
Предоставлять по запросу посетителя для избежания износа тактильной копии
Какие меры должны предприниматься собственником (пользователем) объекта культурного наследия в случаях, когда объект невозможно полностью приспособить для нужд людей с инвалидностью?
Должны приниматься меры, обеспечивающие создание доступной среды на объекте до момента проведения работ по приспособлению
Сотрудники объекта вправе отказывать людям с инвалидностью в посещении объекта, ссылаясь на отсутствие условий доступности для людей с инвалидностью
На официальном сайте объекта должна быть представлена информация о невозможности посещения объекта людьми с инвалидностью
Где должны размещаться специальные контрастные полосы на ступенях лестничных маршей?
Только на нижней ступени
Только на верхней ступени
- На верхней и нижней ступенях
В соответствии со Сводом правил СП 59.13330-2016 обязательным требованием является нанесение контрастных противоскользящих полос на краевых (верхней и нижней) ступенях любых лестничных маршей, не зависимо от числа ступеней. В соответствии с действующей классификацией, приведенной в Государственном стандарте ГОСТ Р 51671–2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», такие предупреждающие контрастные полосы относятся к техническим средствам сигнализации.
На каждой ступени лестничного марша
При отсутствии пандуса (или архитектурной возможности для его установки), с помощью какого устройства человек, передвигающийся на кресле-коляске, может преодолеть лестницу?
Пневматический манипулятор
Гидравлический наклонник
- Подъемная платформа
Переносной роллатор
Какие обязательные требования по обеспечению доступности для людей с инвалидностью распространяются на объекты культурного наследия?
Расположение специальных парковочных мест для людей с инвалидностью как можно ближе к входу в здание или сооружение
Обеспечение возможности входа и выхода из объекта культурного наследия, в том числе для посетителей, использующих кресла-коляски
Обеспечение альтернативного способа преодоления перепада высот, выполненных с помощью ступеней
Сопровождение людей с инвалидностью, имеющих нарушения зрения или самостоятельного передвижения
Допуск собаки-проводника на объект вместе с человеком с нарушением зрения
- Все перечисленные требования
Должна ли образовательная организация адаптировать образовательную программу в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА)?
- Да, образовательная организация обязана учитывать все требования ИПРА и заключение ПМПК
Нет, заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может исполняться частично, в зависимости от ресурсов организации
Нет, образовательная организация сама решает, какие специальные условия для получения образования она создает
Считается ли уклонение от требований по созданию доступной среды или отказ в обслуживании людей с инвалидностью нарушением закона?
Не является правонарушением, если посещение объекта или получение услуги не предназначено для людей с инвалидностью, или нет возможности предоставить услугу
- Является административным правонарушением. Штраф для должностных лиц — до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — до 500 тыс.
Является уголовным правонарушением
Что такое тифлотехника?
Средства реабилитации для людей с нарушениями слуха
- Вспомогательные устройства и технологии для людей с нарушениями зрения
Ассистивные технологии для людей с ментальными нарушениями
Какое оснащение библиотек является необходимым для обеспечения доступа людей с инвалидностью к библиотечным фондам?
Согласно закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение
необходимой информации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочноинформационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления.
Синтезаторы речи и другое специализированное программное обеспечение
Брайлевские дисплеи для работы с текстом
Увеличители для чтения печатных изданий
Тифлофлешплееры для чтения «говорящих» книг в специальном формате
- Все перечисленные варианты верны
Какой способ передачи информации о рельефе музейного экспоната предпочтителен?
Если в экспозиции есть значимые звуки, для глухих и слабослышащих посетителей
желательно написать об этом в сопроводительных текстах. Более того, можно
размещать рядом с аудио/видео экспонатом текст, передающий краткое содержание
или описание (синопсис). Этот текст рекомендуется составлять в формате “простыми
словами”. Однако, лучшим решением для глухих и слабослышащих посетителей
является перевод текстов на РЖЯ
Вынесение рельефа в увеличенном масштабе для тактильного восприятия и передачи контуров предмета
- Размещение у экспоната аудиозаписи с описанием рельефа
Передача рельефа экспоната не нужна
Какие из перечисленных технологий обеспечивают альтернативное представление информации для неслышащих обучающихся?
Синхронный перевод речевого видеоконтента на русский жестовый язык
Специально созданные субтитры к речевому видеоконтенту
- Оба варианта верны
Какое количество экспонатов, доступных для тактильного восприятия, обязаны размещать музеи?
Музеи не обязаны включать в свою экспозицию экспонаты, доступные для тактильного восприятия при отсутствии финансирования
- Не менее 4 тактильных экспонатов в каждом разделе экспозиции
Министерство культуры обязывает музеи иметь не меньше 4 тактильных объектов в каждом разделе
экспозиции. Приказ Министерство культуры Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 2803.
Не менее 15 тактильных экспонатов на весь музей
Какое оборудование в актовом зале учреждения культуры, поможет обеспечить доступность звуковой информации для людей, использующих слуховые аппараты?
Индукционные петли (FM-системы)
- Тифлофлешплееры
Звуковые маяки
Какое ассистивное оборудование в зрительном зале позволит обеспечить доступность информации для людей с нарушением зрения?
Громкоговорители
- Радиогарнитуры для тифлокомментирования
Бегущая строка
Какие ассистивные технологии обеспечивают доступность музеев для посетителей с инвалидностью по зрению?
- Все перечисленные варианты верны