Прежде, чем покупать новую скотину, глава дома спрашивал домового — какую масть тот хочет. Для этого шли ночью в хлев и прикрывались бороной, потому что именно через борону можно увидеть домового. Но смотреть надо было одному, иначе кормилец мог рассердиться.
Ночью в хлев приходил домовой кормить скотину, тогда смотрели: какого цвета волосы у домового, такой масти покупали животное. Только что купленную лошадь или корову ставили под среднюю балку хлева и говорили «Хозяюшко-батюшко, пои и корми мою животинку».
Ответ в игре — Откашляться
Неспешно, по-хозяйски, обходит скотину, заботливо подбрасывает корове свежего сена, подгребает корм ей прямо под морду. Затем направляется к лошадям, чистит и гладит их, расчесывает гривы, заплетает им в гривах косички, такие мелкие и тугие, что расплести их почти невозможно. Из шалости и озорства обвивает овцам копыта жгутами сена — недолюбливает старичок овец, больно бестолковая скотина.
Если животное домовому приходилось по душе, он ухаживал за ним, если нет – то начинал мучить. Тогда хозяевам приходилось продавать и подбирать другое.
«У деда вот, конь был белый, а домовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а уж коли не полюбит, так изведет. Так вот конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено.
«Бать-те, — говорит, — ты ложил?» — «Не, — говорит, — не я». А другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит, человек-то будто высокий такой, да и подошел к коню-то, сена ему положил и косу заплел. Вот дед пришел домой и сказал, что домовой сено кладет (Новгородская обл., Старорусский район, Виджа, 1990)»