Сегодня 25 января 2019 года, пятница, вечер, на часах 19.55 и традиционно на Первом канале в эфир выходит наше любимое капитал-шоу Поле Чудес. Гости крутят барабан, Леонид Якубович загадывает слова и дает возможность участникам отгадать их по буквам. Сектор приз на барабане! Какое значение для многих имеют эти слова. Приз или деньги? Непростой выбор, ведь в качестве приза может быть даже обычная связка бананов… И мы подготовили для вас традиционно ответы на вопросы в сегодняшней игре. И вот один из них:
Как назывался серый кафтан студентов, прилагавшийся к придворному костюму при Петре I?
Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам сменить традиционные русские одежды на европейское платье, а также его борьба с бородами. Указ от 4 (14 по новому стилю) января 1700 года предписывал носить укороченное венгерское платье. Через несколько лет вышло указание носить немецкое платье как повседневное и французское — по праздникам. На улицах устанавливались манекены, одетые на новый манер. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новое платье, позволяли донашивать старое русское еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой. Это при том, что отец Петра I Алексей Михайлович в свое время наоборот иноземные платья запрещал, равно как и за курение табака при нем секли батогами и вырывали ноздри.
Ответ: Штрафной (8 букв)
Среди исследователей, занимающихся историей развития моды, следует выделить историка костюма Р.М. Кирсанову. В своих работах «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX вв.»; «Московский Латинский квартал»; «Сценический костюм и театральная публика в России XIX в.», «Русский костюм и быт XVIII-XIX вв.» автор анализирует костюм как важное выразительное средство в произведениях живописи и литературы. «Латинский квартал» описывает быт и одежду московского студенчества. Материал монографии «Сценический костюм и театральная публика в России XIX в.», расположенный в алфавитном порядке, объединен тремя темами: костюм в культуре, костюм в живописи, костюм в литературе. Автор рассматривает историю появления каждого типа одежды в России, источник заимствования названия, особенности кроя.
В период между 1861 и 1885 гг., когда форменная одежда для высших учебных заведений была отменена, костюм революционно настроенных студентов, составили широкополые черные шляпы, блузы или темные косоворотки под пиджаком и пледы на плечах. Этот костюм стал способом протеста против жесткой дисциплины и запретов николаевского времени, однако пледы — символы свободы и независимости помогали также согреться в холодные зимы, поскольку верхняя одежда была серьезной проблемой для малообеспеченного молодого человека.