Сегодняшний выпуск капитал-шоу Поле чудес как всегда уникален и посвящен он истории русских губерний. На календаре 10 декабря 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Как в 19 веке в Вятской губернии называли курицу, которая высидела цыплят два раза?
В традициях русских европейской части России подобные «Куриные праздники» были широко известны. Проводились они обычно весной или осенью: согласно исследованию Д.К. Зеленина весной, чаще в день Жен-мироносиц, осенью — в день Кузьмы и Демьяна (14 ноября). В Вятской губернии праздник «Троецыплятница» в разных местах приходился и на весенний, и на осенний сезоны. Обычно он отмечался «по случаю», «по обещанию» и не был привязан к определенным датам, но есть свидетельства связи его в XVШ в. с днем Рождества Богородицы (21 сентября).
Ответ: Двоецыпница
Таким образом, часть праздничных дней в русской традиции также была связана с женскими образами святых, но подобного коми-пермякам исключительно женского покровительства у русских не прослеживается. Выбор дня Кузьмы и Демьяна для «Куриного праздника» Д.К. Зеленин объясняет покровительством святых браку, что также связано с продуцирующей функцией. В русских традициях некоторые «Куриные праздники» относились к категории «бабских», так как в них участвовали в основном женщины, а также считались праздниками девиц и молодушек.
Д.К. Зеленин считает, что курицы в них являлись «символами плодородия животворящей любви». У коми-пермяков гендерные ограничения для участников праздничных ритуалов не отмечаются и сами праздники нельзя обозначить именно «женскими», несмотря на то что в хозяйственной сфере уход за курами был преимущественно женским занятием.