И снова пятница, последний рабочий день подходит к концу, все в предвкушении выходных собрались у голубых экранов, что бы традиционно посмотреть свою любимую передачу, капитал-шоу Поле чудес. На календаре 2 апреля 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Как в старину называли остатки теста из квашни?
Вот задание на второй тур. Исследователи приписывают происхождение сказки “Колобок” Ульяновской области. В словаре В.И. Даля отмечается, что именно в Симбирской губернии использовали слово, означающее последнее тесто из квашни. Как называли остатки теста из квашни? (Слово из 9 букв)
Дежа́ (квашня, укр. дiжа́, белор. дзежа́, польск. dzieża) — хлебное тесто, а также деревянная кадушка (иногда дуплянка) для его приготовления. В традиционной культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. У южных славян для заквашивания теста использовались деревянные долбленые ночвы. Слово «дежа» произошло от церковно-славянского дети, девати, девать, класть, ставить.
С Дежой обращались осторожно и даже почтительно. На Украине и в Белоруссии дежу с тестом ставили на столе или на лавке под образами в красном углу. В волынском Полесье дежа, покрытая скатертью, на которой лежал хлеб, находилась в красном углу постоянно. Считалось, что даже в том случае, если дежа совершенно обветшала, её нельзя употребить ни на что, кроме хранения хлеба.
Колебятка. В Симбирской губернии так назывался последний хлеб из квашни, остатка теста. В старину волжские жители делали из них игрушки для детей, расписывая и украшая на свой лад. Получался расписной и круглый “ванька-встанька”. Местные мастера и сейчас делают такие игрушки.
Ответ: Колебятка (9 букв).
Остатки теста из квашни в старину называли “колебятка”.
Садиться или вставать на дежу разрешалось лишь в особых ситуациях (на свадьбе, при пострижинах) и только при условии ритуальной чистоты. Дежу обычно не мыли, а скребли; если же мыли, то часть дежи оставляли нетронутой, чтобы в ней всегда сохранялись остатки квашеного теста. В Подлясье в деже оставляли зимой комочек сырого теста (zakwas) и покрывали её соломенным венком или переворачивали. В Слуцком уезде говорили, что без остатков теста на дне дежа проголодается и у неё «взыграет норов» (см. Закваска). У русских, украинцев и белорусов стряпуху приветствовали словами: «Спорынья в квашню!». В русских духовных стихах о Страшном суде грешная душа обвиняется в смертных грехах, между прочим в том, что она вынимала спорину из квашни.
Завести опару – дело нехитрое. Остатки прежнего теста в квашне – простейшая и самая надёжная закваска. Не надо дрожжи покупать, да и не будет лишнего дрожжевого привкуса в хлебе.
Добавьте в квашню тёплой воды, муки до густоты суточной сметаны, да и месите деревянным веслом или рукой до полной однородности. Творите, одним словом. Спорина вам на квашню!
Домашним хлебопечением из ржаной муки я постоянно занимаюсь уже десять лет.Не то, чтобы совсем хлеб покупать перестал, но чаще всего в доме именно собственноручно испечённый.Дитя моё, трёх с половиной лет от роду, магазинный хлеб не слишком жалует. А от папиной чернушки – за уши не оторвать.Научился я за это время разный хлеб печь. Чаще всего — простой, из одной муки, воды, соли и закваски. Иногда с патокой, иногда с мёдом. А ещё — с тмином, с кориандром.
Закваска либо остаётся в квашне, а если несколько дней печь хлеб не планирую – собираю её в банку и храню в холодильнике.
Из остатков вчерашней закваски сотворил новую опару. Дал ей подняться и осесть, как осела –тесто замесил.Тесто вымешивается со старанием, чтобы хлебная корка не отошла, а сам хлеб поднялся — как ему положено.
Выстаивается такое ржаное тесто дольше, чем пшеничное на покупных дрожжах. Но нам надо сделать так, чтобы всё по уму вышло. Да и спешить, сказать по правде, особо некуда.
За время выстойки наше тесто потребует двух-трёх лёгких обминок.
А уж как в печь соберётесь ставить – смажьте хлеб перед самой отправкой жидкой заболткой из муки и красного кваса. Он тогда красивый будет, с гладкой корочкой.
Пеку я свой хлеб когда как. Иногда в форме, «кирпичиком». Но чаще всего – простой ковригой, большой или маленькой. На поду – редко, обычно на тяжёлой чугунной сковородке с невысокими бортами.