Сегодняшний выпуск капитал-шоу Поле чудес как всегда уникален и посвящен он истории русских губерний. На календаре 12 ноября 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Как в старину славяне называли историю о встрече с нечистой силой?
Былички — яркий и своеобразный, бытующий, развивающийся жанр прозаического фольклора. Термин «быличка», введеннный в научный оборот братьями Соколовыми (быличка — «небольшой рассказ о нечистой силе»// Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915) — достояние исключительно русской фольклористики. До сих пор дискутируется и то, является ли быличка самостоятельным фольклорным жанром.
Ответ: славяне называли историю о встрече с нечистой силой Быличка
Традиционное, но ёмкое и ясное определение в свое время предложил В.Я. Пропп: «Под быличкой понимаются рассказы, действующими лицами которых выступают лешие, водяные, полевики <…> и т. д., то есть демонические существа, проявляющие на человека свои сверхъестественные силы. <…> Мы предлагаем выделить былички по принадлежности их образов к дохристианской религии, не умершей к моменту исполнения рассказа, и по признаку веры в действительность передаваемых событий — в особый жанр» (Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. С.46, 47-48).
Актуализируемые быличкой верования населяют сверхъестественными существами, наделяют особым смыслом реальный, окружающий крестьян мир. «В нем оказываются сосуществующими два (или даже несколько) планов, миров, соположенных друг другу — «наш» и «иной». Обитатели этого «условно иного мира» <…> в зависимости от обстоятельств то видимы, то невидимы для людей. Леший может «водить» сбившегося с дороги путника, оставаясь невидимым, но он появляется и в облике, до мелочей повторяющем человеческий. Прóклятые, заклятые, пропавшие без вести «невидимые люди» незримо окружают живых, но могут показываться им. Попасть в иной мир можно «перевернувшись», «перекинувшись» через условную границу — пень с воткнутым ножом, коромысло, ветку, веревку. Люди, наделенные сверхъестественными способностями (ведьмы, колдуны), как и прочие сверхъестественные существа, легко «переворачиваются» из одного мира в другой; обычные люди переходят в него по смерти» (Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., 1990).
Нежелательные, неожиданные события, лежащие в основе повествования былички, часто объясняются действиями сверхъестественных существ, присутствующих в различных отрезках реального и одновременно мифологического пространства-времени. Эти существа появляются, проявляются не только в особых пространственно-временных отрезках, но и в наиболее важные, «переходные» моменты человеческой жизни. Они опасны в период от рождения до крещения ребенка (могут похитить его, подменить); они «портят» свадьбу; стремятся завладеть только что умершим человеком. К «насыщенным трансчеловеческим присутствием», таящим опасность, пространственным, временным локусам в быличках и поверьях относятся: вода в разнообразных состояниях (кроме проточной и ключевой); болота, дороги, межи, перекрестки, лесные чащи; «переходное» или «темное» время суток и года: дни солнцеворотов, полдень, полночь, время перед восходом или закатом солнца; ночь. Кроме того, есть и невычислимые («злые», «худые») часы, минуты, даже секунды; невыявляемые опасные «следы», «дороги» нечистых.