Какой должна быть женщина, по старинным белорусским поверьям, приговаривающая заговор над сваренной кашей в канун Рождества, чтобы куры хорошо неслись: «Все куры квох-квох-квох, а мои яички несут»?
Поскольку главным кормом птиц являлось зерно, то в обрядах кудахтанья нашлось место и ритуальной каше, кутье. В Гомельской области Беларуси хозяйка в канун Рождества снимала горшочек с печи и говорила магическую формулировку, которая в переводе звучит так: «Все куры кох-кох-кох, а моя яички несет!». Но кутью при этом ели члены семьи. При этом дети активно принимали участие в ритуале.
При словах «кох-кох-кох», они должны были подбежать к матери, вцепиться ей в юбку и следовать за ней, пока она несет кашу к столу, имитируя цыплят и громко попискивая «ко-ко-ко». У сербов есть похожий обычай, когда женщина говорит «кво-кво», а дети вторят «нуйи-нуйи». А у чехов и словаков все присутствующие за столом дружно кричат в ответ на кудахтанье хозяйки дома «цьяп-цьяп».
Ответ: Всклокоченная
Всегда ключевую роль в совершении ритуала играла хозяйка дома. Это должна быть женщина в детородном возрасте. Также у нее должны были быть собственные отпрыски. А вот кур и прочей скотины, для которых и предназначался этот ритуал, в доме не должно находиться – иначе пропадет вся сила магического воздействия. Женщина, главная исполнительница ритуала, должна была квохтать и кудахтать, максимально подражая звукам, издаваемым птицей, когда она снесет яйцо.
В некоторых регионах, например, на Галичине (Украина), в Словакии и Болгарии в магическом обряде участвовали и другие члены семьи и даже гости. В Воронеже главным исполнителем был муж. Он надевал тулуп мехом наружу, садился на пороге и громко квохтал. В Чехии девочки кудахтали, а мальчики кукарекали. В Сибири один из колядующих переодевался курицей, желая хозяевам приплода скота. А у южных славян первый же гость, пришедший после празднования Рождества, должен был кудахтать.