В частности статья 35 Устава князя Ярослава пространной редакции содержит сведения о предсвадебном сговоре и описывает важный, с точки зрения предсвадебной обрядовости, обычай резанья сыра: невеста вносила сыр, он резался сватом и раздавался всем присутствующим в доме. Разрезание сыра закрепляло помолвку, а отказ жениха от невесты после этой процедуры считался позором для невесты и компенсировался денежной суммой, к которой церковная власть добавляла еще и штраф: «Если из-за девушки будет разрезан сыр, а потом сделают не так, за сыр гривну, а за оскорбление ей 3 гривны, а что потеряно, то ей заплатить, а митрополиту 6 гривен», указано в «Уставе князя Ярослава». Эта норма принадлежит еще дохристианскому времени и просуществовала она довольно долгое время о чем свидетельствует упоминание о ней уже в XVI в Домострое. Взгляд церковного права и русского обычного права на обручение весьма различен: церковное право придавало обручению все более и более самостоятельное значение: между родственниками обрученных возникает свойство, препятствующее заключению брака; обручение признавалось нерасторжимым и получает религиозное освещение в особом обряде.
Ответ: Митрополиту
После помолвки следовал брачный сговор (ряд), стороны оговаривали при этом имущественные вопросы брака и определялись со днем свадьбы. Брачный сговор был важным моментом в процедуре заключения брака и регулировался установлениям Кормчей книги. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании.
Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния. Несмотря на то, что, по взгляду обычного права, обручению придана гораздо меньшая сила, на практике этой форме обручение вело к большим неудобствам: активными сторонами в договоре обручения являлись родители или опекуны и иногда совершали его в малолетстве обручаемых задолго до наступления брака и этим совершенно устранялось участие в деле свободного волеизъявления брачующихся. Далее, хотя уплата заряда освобождала от необходимости совершать брак, но заряд обыкновенно назначался большой и уплата его не всегда была возможна. Относительно церковного обручения еще византийские императоры предусмотрели эти невыгоды для обручения назначали те же условия, что и для брака, тогда церковное обручение начали совершать вместе с браком.