Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступил творческий коллектив – Дуэт «Бирюза» и ансамбль эстрадно-спортивного танца «Созвездие & Шарм». Выпуск телеигры Поле чудес сегодня посвящен доброте.
На календаре 17 февраля 2023 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет. Сегодняшний выпуск телеигры посвящен доброте.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Как на Руси иногда называли просящего милостыню нищего?
Вот задание на первый тур. Как на Руси иногда называли просящего милостыню нищего? (Слово из 12 букв)
В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой формой «милосердия» был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы «не мучился». Знаете, откуда идут корни выражения «салазки смазать», то есть умереть? Оттуда, из язычества. В те тёмные времена престарелых родителей, немощных родственников ритуально убивали: привязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий овраг, где несчастные находили свою смерть.
С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни «сирым и убогим». Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания.
Ответ: Христарадник (12 букв).
Как на Руси называли милостыню, которую подавали тайно?
Вот задание на второй тур. Как на Руси называли милостыню, которую подавали тайно? (Слово из 10 букв)
Тихая или тайная милостыня – древний русский православный обычай тайной («тихой») раздачи милостыни сиротам, вдовам и другим страждущим. На окошке избранного дарителем дома он незаметно оставлял свечи, холст, продукты, деньги. Никто никогда не знал имени милостынника, т.е. того, кто творил или раздавал милостыню. В этом заключалась суть обычая, который на практике был своего рода ступенью к индивидуальному нравственному подвижничеству.
Ответ: Благостыня (10 букв).
Как в старину в народе называли попечителя, кормильца?
Вот задание на третий тур. Как в старину в народе называли попечителя, кормильца? (Слово из 8 букв)
Опека в Древней Руси означала «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме», «отдать на руки». Тот, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, назывался печальником, ему поручалось «печаловаться» о детях, «а печаль — это больше, чем забота». Понятие «печаль» подразумевало в Древней Руси нравственное участие опекуна в судьбе опекаемого. Термин же «опека» русское законодательство заимствовало позже из литовского права. Потребность в опеке существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Она всегда была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов.
Ответ: Заботник (8 букв).
Как на Руси называли паломников, которые ходили по городам и деревням, где пели духовные стихи у храмов, монастырей, во время церковных праздников и на ярмарках?
Вот задание на финальный тур. Как на Руси называли паломников, которые ходили по городам и деревням, где пели духовные стихи у храмов, монастырей, во время церковных праздников и на ярмарках? (Слово из 5 букв)
Собственно «паломниками» на Руси называли людей, которые шли на поклонение восточно-христианским святыням. Для паломников, направлявшихся к своим русским святыням, существовало другое название — «богомольцы». Паломничество из дальних мест предваряется распространением «славы» о чудесах и подвигах святых, исцелениях от святынь.
Ответ: Калик (5 букв).
Победитель набрал 8650 очков, на которые выбрал в качестве призов смартфон, набор для рыбалки, ноутбук, смарт телевизор и самовар. Победитель решил не участвовать в Суперигре.
У западных, европейских христиан слово «паломник» не прижилось. Тех, кто путешествовал на Святую Землю, они называли и называют пилигримами, от латинского слова peregrinus, то есть «чужеземец» или «странник». Во всяком случая паломничество как таковое связано с поклонением известным местам земных страданий и Божественной славы Иисуса Христа, это многовековой церковный обычай, а также — широкое общественно-историческое и культурное явление.
С самого появления паломничества в России (а в более или менее массовом масштабе оно стало происходить после принятия Русью христианства в X столетии), те, кто отправлялся в трудный и даже опасный для жизни переход, фиксировали свои впечатления, оставляли заметки, чтобы рассказать о своих впечатлениях другим. Постепенно такой опыт стал традицией. Паломничества она Руси называли также «хожениями» (или «хождениями»). Тексты воспоминаний постепенно образовали жанр древнерусской литературы, который включал в себя также более мелкие жанры, как, например, древние путеводители, очерки, отдельные заметки или даже письма.