И снова пятница, последний рабочий день подходит к концу, все в предвкушении выходных собрались у голубых экранов, что бы традиционно посмотреть свою любимую передачу, капитал-шоу Поле чудес. На календаре 9 октября 2020 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Чего, согласно татарскому поверью, боится злой дух?
Ответы Поле чудес 16.10.20. Вот задание на первый тур. Согласно татарскому поверью, все хвори и болезни на людей напускает злой дух. Татарин считает, что злой дух боится свинца, топора и… чего еще? (Слово из 12 букв)
Ответ: Можжевельник (12 букв).
Если девушка прольет чай, то, согласно старинному татарскому поверью, кем будет ее жених?
Ответы Поле чудес 16.10.20. Вот задание на второй тур. Согласно татарскому поверью считается, что если девушка прольет чай, то жених будет какой? (Слово из 8 букв)
Ответ: Пьянчуга (8 букв).
Что предлагают невесте при входе в дом жениха на татарской свадьбе?
Ответы Поле чудес 16.10.20. Вот задание на третий тур. Согласно татарской традиции в старину, жених забирал невесту из родительского дома и привозил в свой. Там при входе в знак особого почета под ноги невесты клали подушку и дарили живность. Затем невесте предлагали что? (Слово из 8 букв)
Ответ: Горбушка (8 букв).
Что было в руках у старухи, идущей за девушками, запряженными в плуг во время эпидемии?
Ответы Поле чудес 16.10.20. Вот задание на финальный тур. В старину в татарских деревнях был такой обычай. Когда случалась эпидемия, незамужние девушки в лучших одеждах запрягались в плуг и обходили вокруг поселения. За ними двигались две старухи. Одна держала ручки плуга, а что было в руках у другой старухи? (Слово из 6 букв)
Ответ: Помело (6 букв).
Ответы в Суперигре на Поле чудес 16.10.20
Слово по горизонтали (11 букв). Историк 18 века Пьер-Шарль Левек писал: «Благодаря воспитанию и вере татары чистоплотны, воздержанны, во всем умеренны и…» Каковы?
Ответ: Сердобольны.
Слово слева по вертикали (5 букв). В России судьи до 17 века назывались словом, которое произошло от старотатарского. О каком слове идет речь?
Ответ: Ярыга.
Слово справа по вертикали (6 букв). Что в старину использовали татарские дети, чтобы не проспать день сбора крашеных яиц перед праздником Сабантуй?
Ответ: Полено.
Победитель сегодняшней игры Поле чудес набрал более 8000 очков и отгадал главное слово по горизонтали. Слова по вертикали ему отгадать не удалось.
Чего боится татарский злой дух кроме свинца и топора?
Детям, для предохранения их от сглаза, татары делают на лицах черною или голубою краскою марушки, — в том рассуждении, что, дескать, глаз взглянет прежде не на лицо, а на марушку, и не подействует на здоровье ребенка. Кроме того, ребенку привязывают каразиево семя (семя черновки) в мешочке, и опять для того, чтобы кто не сглазил его, — Споласкивают дверную ручку или скобу водою, и обмочив в воду утиральник, трут им ребенку лицо. — Наконец, чтобы кто не сглазил ребенка, привязывают ему частицу можжевелового дерева. — А если татарин чего-нибудь сильно испугается и захворает, то куркулык куялар (буквально: “кладут испуг”), то есть выливают растопленный свинец в воду, и кургашин (свинец) в воде принимает разные формы, иногда, по уверению татар, даже образ человека. Потом вылившуюся фигуру подвязывают испуганному и верят, что болезнь пройдет. Из последних двух фактов нельзя не видеть, что хворь производит не “сглаз”, а джин (злой дух), который боится можжевельника, и как увидим ниже, топора, и по-видимому, еще свинца: стало быть и все действия обрядные употребляются здесь татарами к тому, чтобы обессилить зловредное влияние на их жизнь баснословных джинов относительно сглаза.
Что будет, по татарским поверьям, если девушка прольет чай?
Облиться чаем для незамужней девушки — к влюбленности, которая может перерасти в серьезные отношения, для замужней — к удаче и радостным событиям. Пить, не вынимая ложку из чашки — к бессознательному избеганию ухаживаний, к одиночеству. Если кто-то пролил чай на вас — поддаться соблазну и быть обманутой. Для мужчин: Пить из чашки, не вынимая ложку — к потере денег. … Вряд ли эти поверья абсолютно точны, но если они дошли до наших времен — стало быть не лишены оснований. Пролить. Перелить через край и при этом пролить на пол или на стол — к прибыли, достатку, благополучию. Опрокинуть кружку с чаем или разлить остатки — к убыткам, неприятностям, конфликтам.
Что предлагают невесте при входе в дом жениха на татарской свадьбе?
Супруги по татарской старинной традиции обязаны сходить в баню. После её посещения молодых потчуют блинами и сладкими оладьями. Празднование длится несколько дней, затем новобрачные переезжают, к жениху и пир продолжается уже там.
Переезд жены в дом мужа – особенный для татар свадебный обряд входа новобрачной в новое жилище. Молодой супруге этот обычай помогает продемонстрировать свои лучшие стороны, как замечательной хозяйки, завести теплые отношения с родителями мужа. Для старшего поколения – отличная возможность отнестись добросердечно и по-отечески невестке, а также ещё раз поздравить супругов.
Происходит обряд следующим образом. По прибытии в дом мужа под ноги молодой супруге в знак особого уважения мужчины кладут подушку или шкурку животного. Свекровь и старшие сестры по линии мужа угощают новую родственницу хлебом с медом, устанавливая тем самым теплые отношения.
Второй свадебный пир (калын, калын туй) начинался переездом молодой. В назначенный час жених отправлял за невестой повозку с лошадьми, украшенную колокольцами и лентами. В повозку красиво укладывали приданое, сюда же усаживались молодая жена и подростки, младшие братья или дети родственников. В другие повозки, также украшенные лентами, рассаживались родители молодой, затем сваты и сватьи, и кортеж отправлялся в путь. В доме кияу ( здесь — мужа) его родители и родственники встречали гостей.
Старшая сестра (олы кодагый) и мать молодого держали в руках свежеиспеченный каравай хлеба и чашку меда. Кто-то из мужчин подводил к повозке теленка — символ благосостояния. На землю клали подушку. Невестка спускалась с повозки, опираясь на теленка, и вставала на подушку. Затем она отламывала руками кусочек от каравая и, обмакнув его в мед, съедала. Иногда девушку кормила медом с ложечки мать мужа. Данная традиция служила выражением добросердечия к невестке и пожелания благополучной жизни молодой семьи.
Затем молодая совершала ритуал освящения жилища, окропив углы и фундамент своего нового дома. Предполагалось, что она после этого лучше уживется с новыми родителями и быстрее освоится в доме. Затем молодую жену отправляли с коромыслом по воду (су юлы) на ближайший родник или реку. При этом следили, много ли прольется воды из ведер: чем меньше — тем больше уважения к невестке. Если воды проливалось много, говорили, что невестка неаккуратна, нерадива.
На свадебном пиру молодые прислуживали гостям: кияу (муж, зять) — мужчинам, а килен (невестка) — женщинам.