И снова пятница, последний рабочий день подходит к концу, все в предвкушении выходных собрались у голубых экранов, что бы традиционно посмотреть свою любимую передачу, капитал-шоу Поле чудес. На календаре 5 февраля 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Ответы в Поле чудес. Тема игры – Старый русский календарь.
Как называлась девица, которая в праздник Васильев день шла впереди толпы с кошелём для сбора пирогов?
Ответы Поле чудес 5.02.2021. Вот задание на первый тур. 1 января по старому стилю Васильев день. В Рязанской губернии в этот день люди ходили толпами под окна и просили пирогов. Впереди всех шла девица с кошелем для пирожного сбора. Она считалась предводительницей толпы и распоряжалась при дележке пирогов. Как ее называли? (Слово из 9 букв)
Ответ: Маханоска (9 букв).
Как называлась работа по совместному трепанию льна, проводившаяся во Фролов день?
Ответы Поле чудес 5.02.2021. Вот задание на второй тур. 18 августа по старому стилю Фролов день. В степных губерниях с этого дня начинались помочи. Это такие работы в помощь вдовам и сиротам. На таких сходках косили сено, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. А как назывались работы по совместному трепанию льна? (Слово из 10 букв)
Ответ: Потрепушки (10 букв).
Перед посевом моркови и свёклы крестьянки смачивали семена в родниковой воде, а на дно источника бросали медные монеты. Такой родник назывался обетный…?
Ответы Поле чудес 5.02.2021. Вот задание на третий тур. 18 апреля по старому стилю засевали морковь и свёклу. Перед посевом крестьянки шли утром к тайному роднику и смачивали семена в воде, а на дно источника бросали медные деньги. Такой родник назывался обетный… Что? (Слово из 8 букв)
Ответ: Студенец (8 букв).
В старину бабушка обмывала снадобьем притолок входа в избу, а после вытирала его чистым полотенцем. Что она так смывала?
Ответы Поле чудес 5.02.2021. Вот задание на финальный тур. На Руси был такой обычай. 2 января по старому стилю старшая женщина в доме встречала бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом «Добро пожаловать». Не входя в избу бабушка начинала обмывать особым снадобьем притолок, а после вытирала чистым полотенцем. Что она так смывала? (Слово из 9 букв)
Ответ: Лихоманка (9 букв).
Победитель набрал 9940 очков, поэтому решил не рисковать и оказался от участия в Суперигре.
Как в старину называли девицу с кошелем для пирожного сбора?
Вот задание на первый тур. 1 января по старому стилю Васильев день. В Рязанской губернии в этот день люди ходили толпами под окна и просили пирогов. Впереди всех шла девица с кошелем для пирожного сбора. Она считалась предводительницей толпы и распоряжалась при дележке пирогов. Как ее называли? (Слово из 9 букв)
Издавна в России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Ряженые ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица с кошелём для пирожного сбора, называли её мехоноской; она была предводительницей толпы и распоряжалась дележом сбора.
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Существовало поверье, кто коляду хорошо угостит, тому в новом году счастье будет.
В канун Рождества то тут, то там разносилось: «Уродилась коляда накануне Рождества! С праздником, люди добрые! С Рождеством светлым!». Это актёры молодёжного театра «Шлагбаум» с песнями и танцами поздравляли горожан, загадывали загадки, пели колядки и, конечно, принимали в подарок пироги и сладости.
Рождественские колядки — традиционный выход театра «в народ». Особенно радуются новички, перед выходом они строго экзаменуются заслуженными актёрами, которые ставят перед ними актёрскую задачу — принести людям радость, а не «жалобно выпросить» конфетку. Затем все наряжаются поярче и почуднее, гримируются, берут музыкальные инструменты — и в путь!
Ответ: Маханоска
В Рязанской губернии девицы и молодые мужчины, холостые и женатые, наряжались цыганами и цыганками и ходили по всем домам ворожить на ладони и собирать яйца. Или надевали красные мужские рубашки, брали косы и грабли и отправлялись с песнями по соседним деревням, как будто во время сенокоса Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою: она-то и несла кошель для пирожного сбора; она и распоряжалась дележом сбора.
Как в старину называли работы по совместному трепанию льна?
На Руси лен широко известен с IX века. Летописи говорят нам об изготовлении славянами льняных тканей, а восточные авторы той эпохи описывают славян одетыми в льняные одежды. В это время льняные ткани настолько широко распространились по Руси, что великий князь Ярослав в свой церковный устав (1050-51 гг.) внес особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
Ответ: Потрепушки
В XVIII в. развитию льноводства России способствовал Указ императора Петра I » О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В это время появились крупные полотняные мануфактуры. К концу XVIII века они уже считались в России лучшими из всех промышленных заведений.
Толчком к дальнейшему расширению льняного производства в России послужило разрешение императрицыЕкатерины II на свободный вывоз льна (1763 г.). В XVIII веке на русском волокне работала почти вся льняная промышленность Англии и Франции. Уже в конце XVIII в. Россия экспортировала 1 млн. пудов льна. Впоследствии, Наполеон 1 объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой льняной пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья (решил эту задачу Гей-Люссак — крупный ученый химик).
В какой родник крестьянки бросали медные деньги перед посевом моркови и свеклы?
1 мая православная церковь отмечает память исповедника Космы Халкидонского. Народная форма этого имени — Кузьма или Козьма, поэтому крестьяне называли его Кузьма Огородник.
Традиционно на Кузьму сеяли свеклу и морковь. Причем занимались этим женщины: в народе верили, что овощи, посаженные мужчинами, пойдут в цвет, но не дадут плодов. При копании грядок принято было приговаривать: «Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал».
Перед посадкой проводили специальные обряды, чтобы урожай был добрым. Рано утром перед посевом женщины шли к обетным студенцам — тайным родникам. Они смачивали в воде приготовленные к посадке зерна и бросали на дно источника медные монеты. Очень важно было, чтобы никто этого не видел: завистливый глаз мог принести худой урожай. Также нельзя было съесть хотя бы одно семя из тех, что приготовлены к посадке, чтобы все выросшие овощи не пожрал червяк.
Что в старину смывала бабушка в доме 2 января?
Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляют в этот день смывание лихоманок.
В селах думают, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам, где уже всегда есть люди виноватые. А лихоманки только и знают, что искать людей виноватых; а если уже и сыщут виноватого, то сумеют и потрясть, и познобить. Ведь на то она и лихоманка.
Бабушки-повитушки уверяют заподлинно, что они видали их сами и знают их в лицо. Послушайте их, и они вам расскажут, что за штуки лихоманки. От них только вы узнаете, что лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие, уроды такие, что хуже смерти; не умеют ни войти в избу, ни отворить дверей; если голодны, то смирны и пошлы до того, что как сироточки стоят, пригорюнясь у притолоки, выжидая, не выйдет ли кто из виноватых. Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходят по домам смывать притолоки. Все это делается потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считается опасным, а молодым нет доверия.